Сегодня: 21.12.2024
RU / EN
Последнее обновление: 30.10.2024
Вегетативные факторы успешности освоения иностранного языка студентами и школьниками

Вегетативные факторы успешности освоения иностранного языка студентами и школьниками

В.А. Демарева, Д.В. Бовыкина, Yu.А. Edeleva
Ключевые слова: вегетативная регуляция; освоение иностранного языка; оптимальное функциональное состояние; событийно-связанная телеметрия ритмов сердца; стресс.
2019, том 11, номер 1, стр. 177.

Полный текст статьи

html pdf
1820
1593

Цель исследования — выявление вегетативных факторов успешности освоения иностранного языка студентами и школьниками, поиск оптимальных режимов вегетативной регуляции процессов обучения.

Материалы и методы. В исследовании участвовали 16 учеников 4-го класса и 37 учеников 5–11-х классов школы с углубленным изучением английского языка, а также 10 студентов 2-го курса, обучающихся в лингвистическом университете (Н. Новгород).

Для сбора данных о динамике функционального состояния школьников и студентов на занятии по английскому языку проводили непрерывное измерение сердечного ритма с помощью технологии событийно-связанной телеметрии, а для оценки успешности освоения языка использовали специальный протокол и стандартную академическую 5-балльную шкалу.

Результаты. Анализ показателей вариабельности ритма сердца в разных контекстах позволяет констатировать схожесть режимов вегетативной регуляции у школьников и студентов, успешных на занятии по английскому языку. Следовательно, для выполнения разных лингвистических заданий характерны схожие функциональные состояния. Для всех возрастных групп оптимальной является высокая активность вегетативной нервной системы. Отличие проявляется в соотношении симпатического и парасимпатического контуров: вклад парасимпатического контура более важен на школьном этапе, а симпатического — на студенческом.

Заключение. Исследование особенностей процесса освоения иностранного языка студентами и школьниками (в данном случае — русскоязычными) показало, что основным фактором успешности с позиции психофизиологии для студентов является высокая активность вегетативной нервной системы с выраженным доминированием симпатической активации над парасимпатической. Оптимальное состояние для освоения иностранного языка школьниками заключается в согласованной активации симпатического и парасимпатического контуров регуляции.

  1. McCraty R., Atkinson M., Tomasino D., Bradley R.T. The coherent heart heart–brain interactions, psychophysiological coherence, and the emergence of system-wide order. Integral Review 2009; 5(2): 11–115.
  2. McCraty R., Shaffer F. Heart rate variability: new perspectives on physiological mechanisms, assessment of self-regulatory capacity, and health risk. Glob Adv Health Med 2015; 4(1): 46–61, https://doi.org/10.7453/gahmj.2014.073.
  3. Lacey J.I., Lacey B.C. Some autonomic-central nervous system interrelationships. In: Black P. (editor). Physiological correlates of emotion. Elsevier; 1970; 205–227, https://doi.org/10.1016/b978-0-12-102850-3.50016-5.
  4. Bradley R.T., McCraty R., Atkinson M., Tomasino D., Daugherty A., Arguelles L. Emotion self-regulation, psychophysiological coherence, and test anxiety: results from an experiment using electrophysiological measures. Appl Psychophysiol Biofeedback 2010; 35(4): 261–283, https://doi.org/10.1007/s10484-010-9134-x.
  5. McCraty R., Atkinson M., Bradley R.T. Electrophysiological evidence of intuition: Part 2. A system-wide process? J Altern Complement Med 2004; 10(2): 325–236, https://doi.org/10.1089/107555304323062310.
  6. Lane R.D., Reiman E.M., Aherm G.L., Thayer J.F. Activity in medial prefrontal cortex correlates with vagal component of heart rate variability during emotion. Brain and Cognition 2001; 47(1–2): 97–100.
  7. Svensson T.H., Thorén P. Brain noradrenergic neurons in the locus coeruleus: inhibition by blood volume load through vagal afferents. Brain Res 1979; 172(1): 174–178, https://doi.org/10.1016/0006-8993(79)90908-9.
  8. Schandry R., Montoya P. Event-related brain potentials and the processing of cardiac activity. Biol Psychol 1996; 42(1–2): 75–85, https://doi.org/10.1016/0301-0511(95)05147-3.
  9. Montoya P., Schandry R., Müller A. Heartbeat evoked potentials (HEP): topography and influence of cardiac awareness and focus of attention. Electroencephalogr Clin Neurophysiol 1993; 88(3): 163–172, https://doi.org/10.1016/0168-5597(93)90001-6.
  10. Zhang J.-X., Harper R.M., Frysinger R.C. Respiratory modulation of neuronal discharge in the central nucleus of the amygdala during sleep and waking state. Exp Neurol 1986; 91(1): 193–207, https://doi.org/10.1016/0014-4886(86)90037-3.
  11. Umetani K., Singer D.H., McCraty R., Atkinson M. Twenty-four hour time domain heart rate variability and heart rate: relations to age and gender over nine decades. J Am Coll Cardiol 1998; 31(3): 593–601, https://doi.org/10.1016/s0735-1097(97)00554-8.
  12. Selye H. The physiology and pathology of exposure to stress. Montreal: Acta Inc., 1950.
  13. Selye H. History of the stress concept. In: L. Goldberger, Breznitz S. (editors). Handbook of stress: theoretical and clinical aspects. New York: Free Press; 1993; p. 7–17.
  14. Парин С.Б. Люди и животные в экстремальных ситуациях: нейрохимические механизмы, эволюционный аспект. Вестник НГУ. Серия: Психология 2008; 2(2): 118–135.
  15. Парин С.Б. Нейрохимические и психофизио­ло­ги­ческие механизмы стресса и шока. Вестник Ниже­го­род­ского государственного университета им. Н.И. Ло­ба­­­­чевского 2001; 1: 20–28.
  16. Полевая С.А., Некрасова М.М., Рунова Е.В., Бах­чина А.В., Горбунова Н.А., Брянцева Н.В., Ко­жевников В.В., Шишалов И.С., Парин С.Б. Дискретный мониторинг и телеметрия сердечного ритма в про­цессе интенсивной работы на компьютере для оцен­ки и профилактики утомления и стресса. Меди­цинский альманах 2013; 2(26): 151–155.
  17. Рунова Е.В., Григорьева В.Н., Бахчина А.В., Па­рин С.Б., Шишалов И.С., Кожевников В.В., Некрасова М.М., Каратушина Д.И., Григорьева К.А., Полевая С.А. Веге­тативные корреляты произвольных отображений эмо­ционального стресса. Современные технологии в ме­дицине 2013; 5(4): 69–77.
  18. Polevaia S., Parin S., Eremin E., Bulanov N., Chernova M., Parina I., Chikov M., Chernigovskaya T. Event-related telemetry (ERT) technology for study of cognitive functions. Int J Psychophysiol 2016; 108: 87–88, https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2016.07.274.
  19. Парин С.Б., Яхно В.Г., Цверов А.В., Полевая С.А. Психофизиологические и нейрохимические механизмы стресса и шока: эксперимент и модель. Вестник Ниже­городского государственного университета им. Н.И. Ло­бачевского 2007; 4: 190–196.
  20. Парин С.Б., Ветюгов В.В., Бахчина А.В., Полевая С.А. Роль эндогенной опиоидной системы в управлении вариабельностью сердечного ритма в кон­тексте когнитивных нагрузок разного уровня. Современные технологии в медицине 2014; 6(4): 116–126.
  21. Liversedge S.P., Drieghe D., Li X., Yan G., Bai X., Hyönä J. Universality in eye movements and reading: a trilingual investigation. Cognition 2016; 147: 1–20, https://doi.org/10.1016/j.cognition.2015.10.013.
  22. Демарева В.А., Полевая А.В., Кушина Н.В. Влияние плотности русского и английского языка на движения глаз при чтении. Вестник психофизиологии 2018; 4: 140–145.
  23. Демарева В.А., Полевая С.А. Вариабельность рит­ма сердца как физиологический критерий для оценки влия­ния стрессовых нагрузок на успешность освоения английского языка школьниками младших классов. Вест­ник психофизиологии 2017; 1: 24–31.
  24. Ramsey A., Rolnick K., Smith R., Weng Ch., Li Y., Lokuta A. Activation of the human sympathetic nervous system: effects on memory performance. Journal of Advanced Student Science 2012; 1. URL: jass.neuro.wisc.edu/2012/01/Lab%206 03%20Group%2010%
    20Final%20Submission%2 0Ramsey,%20Rolnick,%20Smith.pdf.

Demareva V.A., Bovykina D.V., Edeleva Yu.A. Autonomic Factors of Successful Foreign Language Acquisition by Students and Schoolchildren. Sovremennye tehnologii v medicine 2019; 11(1): 177, https://doi.org/10.17691/stm2019.11.1.21


Журнал базах данных

pubmed_logo.jpg

web_of_science.jpg

scopus.jpg

crossref.jpg

ebsco.jpg

embase.jpg

ulrich.jpg

cyberleninka.jpg

e-library.jpg

lan.jpg

ajd.jpg

SCImago Journal & Country Rank