Сегодня: 21.12.2024
RU / EN
Последнее обновление: 30.10.2024

Применение 2D gait-анализа для оценки нарушения походки у пациентов со спастическим тетрапарезом

А.С. Елисеев, С.Я. Калинина, К.С. Яшин, А.С. Золотова, И.Н. Морозов, К.В. Славин

Ключевые слова: 2D gait-анализ; походка при спастическом тетрапарезе; спастический тетрапарез; биомеханика походки при тетрапарезе.

Цель исследования — изучить возможность использования 2D gait-анализа для оценки походки у пациентов со спастическим тетрапарезом на фоне спинномозговой травмы и с другими заболеваниями на уровне шейного отдела спинного мозга.

Материалы и методы. В исследование включено 12 пациентов с тетрапарезом, возникшим вследствие разных причин. Оценку походки выполняли посредством видеоанализа с применением пассивных маркеров (1,5 см) со светоотражающим материалом и специальной платформы для ходьбы. Определение координат маркеров в пространстве осуществляли благодаря захвату отраженного света инфракрасными светодиодами вокруг объективов видеокамер.

Результаты. С помощью 2D gait-анализа получены числовые показатели нарушения походки при спастическом тетрапарезе. Установлено увеличение фазы опоры с укорочением фазы переноса (с 81,9 [76,1; 89,2] до 85,3 [74,4; 90,2]%; р=0,97) и уменьшение периода двойного шага (с 0,50 [0,45; 0,96] до 0,40 [0,34; 0,66]; р=0,4) в сравнении с целевыми (нормативными) показателями (60% — для фазы опоры; 1,41 — для периода двойного шага). Посредством числовых значений описаны движения в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах.

Проведена сравнительная оценка данных, полученных с левой и правой сторон тела пациентов. Статистически значимой разницы между оцениваемыми параметрами на разных сторонах тела не выявлено. Сравнение параметров до и после проведенного лечения выполнено у 4 пациентов. Получены статистически значимые различия значений при оценке фазы опоры и фазы переноса (р=0,035), объема движений в тазобедренном суставе (р=0,01), скорости походки (р=0,046). Корреляционный анализ Кендалла не выявил статистически значимой взаимосвязи между параметрами, оцениваемыми при помощи видеоанализа походки, и их значениями по Модифицированной шкале Эшворта (р>0,05).

Заключение. 2D gait-анализ является перспективным методом количественной оценки нарушения походки у пациентов со спастическим тетрапарезом. Он позволяет выявить характерные паттерны походки, заключающиеся в увеличении фазы опоры с укорочением фазы переноса и периода двойного шага, а также в уменьшении объема движений в тазобедренных суставах с увеличением в коленных и голеностопных.


Введение

Повышение мышечного тонуса в верхних и нижних конечностях отмечается при многих заболеваниях, затрагивающих шейный отдел позвоночника. С проявлениями мышечной спастичности сталкиваются до 93% пациентов со спинномозговой травмой шейного отдела позвоночника и до двух третей больных со спондилогенной и сосудистой миелопатией [1, 2]. Повышение тонуса в большинстве случаев приводит к нарушению походки и, как следствие, к снижению качества жизни и высокому проценту инвалидизации в данной группе пациентов [3–5].

В настоящее время используются консервативные и оперативные методы лечения, которые могут применяться как в качестве монотерапии, так и в комбинации. Однако остается актуальным вопрос оценки эффективности проводимого лечения, особенно с учетом того, что в клинической практике используется преимущественно субъективная оценка степени тяжести нарушения походки.

В литературе описаны клинические, биомеханические и электрофизиологические методы оценки эффективности лечения у пациентов с повышенным тонусом верхних и нижних конечностей [6]. В качестве клинического метода наиболее часто применяется Модифицированная шкала Эшворта (Modified Ashworth Scale) [7, 8]. Ее использование сопряжено с субъективной оценкой мышечного тонуса исследователем. В качестве биомеханических методов некоторые авторы указывают на применение изокинетических динамометров, позволяющих количественно оценить спастичность, но в повседневной клинической практике данный метод почти не применяется. Примером электрофизиологического метода является электромиография, но она не обеспечивает простой и надежной оценки спастичности [6].

В последнее время встречаются публикации, в которых показана возможность использования для диагностики и оценки эффективности лечения спастического тетрапареза видеоанализа — 2D gait-анализа (2DGA), однако результаты приводятся только для группы пациентов с детским церебральным параличом [9].

Авторами настоящего исследования получены первые результаты применения 2DGA для оценки нарушений походки у пациентов со спастическим тетрапарезом на фоне спинномозговой травмы и других заболеваний. Эти результаты свидетельствуют, что данная технология дает возможность количественной оценки состояния походки пациента и является перспективной при выборе метода лечения и оценки его эффективности.

Цель исследования — изучить возможность использования 2D gait-анализа для оценки походки у пациентов со спастическим тетрапарезом на фоне спинномозговой травмы и с другими заболеваниями на уровне шейного отдела спинного мозга.

Материалы и методы

Пациенты. В исследование включено 12 пациентов (10 мужчин, 2 женщины) с тетрапарезом, возникшим вследствие разных причин. Давность заболевания — 5,0 [1,9; 8,5] года.

Работа была проведена в соответствии с положениями Хельсинкской декларации (2013) и одобрена Этическим комитетом Приволжского исследовательского медицинского университета (Н. Новгород). Каждый пациент подписал информированное согласие на участие в исследовании.

Причиной развития спастического тетрапареза в 7 случаях являлась позвоночно-спинномозговая травма, в 2 случаях — спондилогенная миелопатия, сопряженная с дегенеративно-дистрофическими изменениями позвоночника, в 3 случаях — сосудистая миелопатия вследствие спинального инсульта. У всех пациентов, включенных в исследование, топический очаг поражения был расположен на уровне шейного отдела спинного мозга ниже уровня С2-позвонка.

Проведенное лечение включало в 5 случаях имплантацию интратекальной баклофеновой помпы, в 4 случаях — имплантацию эпидуральных электродов, в 3 случаях выполнялась консервативная терапия (применение препаратов, улучшающих кровообращение и нейромышечную проводимость, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура). Оценку гипертонуса проводили по Модифицированной шкале Эшворта.

2D gait-анализ. Оценку нарушений походки выполняли посредством видеоанализа с применением пассивных маркеров (1,5 см) со светоотражающим материалом и специальной платформы для ходьбы. Определение координат маркеров в пространстве осуществляли благодаря захвату отраженного света инфракрасными светодиодами вокруг объективов видеокамер [10].

По протоколу сагиттального анализа походки было использовано 5 маркеров, расположенных на ключевых анатомических точках в соответствии с программой Simi Reality Motion Systems 2D (Германия) (рис. 1). Для правильного определения координат маркеры были закреплены на коже. Пациенты передвигались с помощью шагающих ходунков (ширина — 54,5 см, длина — 47,5 см, высота которых регулировалась индивидуально).


eliseev-ris-1.jpg

Рис. 1. Размещение световозвращающих датчиков на теле пациента в проекции суставов:

1 — плечевой сустав — в области акромиона; 2 — тазобедренный сустав — в области головки бедренной кости; 3 — коленный сустав — в проекции латерального мыщелка большеберцовой кости; 4 — голеностопный сустав — в проекции латеральной лодыжки; 5 — головка V плюсневой кости


Особенностью двухмерного анализа походки является видеофиксация в двух осях координат, из-за чего необходимо отдельно регистрировать данные с правой и левой сторон тела пациента. После проведения тестирования походки создается отчет на основании данных о движении пациента в реальном масштабе времени с наглядным представлением кинематических характеристик (рис. 2).


eliseev-ris-2_.jpg

Рис. 2. Числовые (а) и визуальные (б), моделированные (в) и графические (г) представления кинематических характеристик ходьбы на основании сопоставления данных о движении пациента в реальном масштабе времени с моделью нормальной походки


В ходе исследования были оценены следующие параметры ходьбы: фаза опоры (stand phase), фаза переноса (swing phase), период двойного шага (double step length), объем движений при разгибании в тазобедренном (hipflex), сгибании в коленном (kneeflex) и голеностопном (ankle) суставах. Дополнительно анализировали скорость походки (gait velocity). По каждому из параметров оценивали результаты на настоящий момент (actual) и их девиацию относительно целевых значений (deviation). Целевые значения, отражающие характеристики походки в норме, были получены в Университетской клинике Приволжского исследовательского медицинского университета ранее на этапе настройки работы программы [11].

Статистический анализ. Статистическую обработку проводили с помощью программы MS Excel 2010 и Statistica 10.0. Анализ Колмогорова–Смирнова показал отсутствие нормального распределения в выборке (р<0,05). Различия между группами оценивали с помощью критерия Манна–Уитни. Для оценки среднего значения были использованы медиана и интерквартильный размах. Различия считались статистически значимыми при р<0,05.

Результаты

Сравнение 2DGA-параметров походки, полученных с правой и левой сторон тела пациентов. В ходе сравнительной оценки данных статистически значимой разницы между оцениваемыми параметрами на разных сторонах тела до лечения не выявлено ни в одном случае (табл. 1). Стоит при этом отметить, что целевых значений (нормы) не получено ни у одного пациента.


eliseev-tablitsa-1.jpg

Таблица 1. Параметры походки пациентов с двух сторон тела до лечения, полученные посредством 2D gait-анализа, Me [Q1; Q3]


Сравнение 2DGA-парамет­ров походки до и после проведенного лечения. Такое сравнение выполнено у 4 пациентов. Определено улучшение походки по следующим параметрам: 1) фаза опоры и фаза переноса; 2) объем движений в тазобедренном суставе; 3) скорость походки (табл. 2). Получены статистически значимые различия при оценке фазы опоры и фазы переноса (р=0,035), объема движений в тазобедренном суставе (р=0,01) и скорости походки (р=0,046).


eliseev-tablitsa-2.jpg

Таблица 2. Сравнение параметров походки до и после проведенного лечения (Me [Q1; Q3])


Обсуждение

Для правильной оценки изменений походки и понимания смысла анализа необходимо представлять, как происходит движение человека в пространстве.

Ходьба человека является сложным механизмом взаимодействия нервной и опорно-двигательной систем. При повреждении кортикоспинальных путей спинного мозга вследствие травмы или сосудистой катастрофы происходит нарушение проведения импульса к периферическому мотонейрону. При сохранении возможности ходить развивается патологическая походка. Как и нормальная, патологическая ходьба состоит из нескольких этапов. Периодом двойного шага (полный цикл ходьбы) считается момент во времени от соприкосновения с опорой пятки опорной ноги до повторного их соприкосновения. Нога в тазобедренном суставе согнута, но выпрямлена в коленном, голеностопный сустав находится в положении тыльного сгибания. Весь период двойного шага состоит из фазы опоры и фазы переноса [11, 12].

В фазу опоры (рис. 3, а) вес тела приходится на всю опорную стопу. Передвижение тела в пространстве осуществляется преимущественно по инерции, с минимальной мышечной активностью. Нога в тазобедренном суставе согнута, в коленном суставе отмечается небольшое сгибание, голеностопный сустав находится в среднем положении между тыльным и подошвенным сгибанием стопы. В конце фазы опоры происходит толчок тела вперед и вверх, преимущественно за счет активности мышц голеностопного сустава и стопы. В отличие от начала фазы перемещение тела происходит преимущественно уже за счет мышечной силы [11, 12].


eliseev-ris-3.jpg Рис. 3. Основные фазы периода двойного шага:

а — фаза опоры, б — фаза переноса


В фазу переноса (рис. 3, б) происходит подъем стопы от поверхности. Перемещение тела осуществляется за счет инерции. Нога в тазобедренном и коленном суставах максимально согнута. Фаза, как и весь цикл ходьбы, завершается контактом стопы с опорой [11, 12].

По данным проведенного обследования получены объективные показатели нарушения походки при спастическом тетрапарезе. Отличительной особенностью является увеличение фазы опоры с укорочением фазы переноса (от 81,9 [76,1; 89,2] до 85,3 [74,4; 90,2]%; р=0,97) и уменьшение периода двойного шага (от 0,50 [0,45; 0,96] до 0,40 [0,34; 0,66]; р=0,4) в сравнении с целевыми показателями (60% — для фазы опоры; 1,41 — для периода двойного шага). Описание движения в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах посредством числовых значений показало, что происходит уменьшение объема движений в тазобедренных суставах с увеличением в коленных и голеностопных. Таким образом, субъективную оценку «паретическая походка» можно дополнить числовыми значениями. Это позволяет понять степень тяжести нарушения и динамику изменений на фоне лечения.

У 4 пациентов с центральным спастическим тетрапарезом, которым была проведена оценка походки до и после лечения, отмечено ее улучшение по нескольким параметрам. Учитывая пилотный характер исследования и малый объем выборки, настоящая работа не может ответить на вопрос о влиянии выбора метода лечения на параметры походки пациентов и не позволяет сделать вывод об универсальности данных параметров. Однако возможность регистрации 2DGA-изменений походки пациента на фоне лечения определяет перспективность дальнейших исследований в этой области.

Сравнительная оценка данных с датчиков, оценивающих перемещение в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, не показала статистически значимых различий показателей в левой и правой нижних конечностях (p>0,05). Таким образом, при центральном спастическом тетрапарезе значимых различий гипертонуса в левой и правой ногах нет. Данный результат обусловлен «симметричностью» пареза у исследуемых пациентов, что наблюдается при таком поражении спинного мозга. У пациентов с иным топическим уровнем поражения изменения мышечного тонуса могут значимо варьировать. Для диагностики нарушения походки при поражении спинного мозга на уровне шейного отдела позвоночника ниже уровня С2-позвонка может быть достаточно выполнения видео­анализа по одной ноге.

Анализ изменения походки на фоне проводимого лечения продемонстрировал статистически значимое уменьшение времени фазы опоры (р=0,035) и увеличение фазы переноса (р=0,035). Выявлено увеличение объема движений в тазобедренных суставах (р=0,011) и скорости походки (р=0,046). Отмечено уменьшение времени «ожидания» начала ходьбы и увеличение амплитуды сгибания в тазобедренных суставах.

Результаты проведенного исследования показали, что 2DGA может быть применен к оценке нарушения ходьбы пациентов при спастическом тетрапарезе различной этиологии. В перспективе мы собираемся изучить, есть ли корреляция между нарушением стереотипа ходьбы, выявленным при помощи видеоанализа, с нарушением качества жизни, со способностью к самообслуживанию и мобильностью пациентов.

Заключение

2D gait-анализ является перспективным методом количественной оценки нарушения походки у лиц со спастическим тетрапарезом. Он позволяет выявить характерные паттерны походки в данной группе пациентов, заключающиеся в увеличении фазы опоры с укорочением фазы переноса и периода двойного шага и в уменьшении объема движений в тазобед­ренных суставах с увеличением в коленных и голеностопных. Дальнейшие исследования 2D gait-анализа могут быть направлены на возможность оценки данным методом эффективности проводимого лечения и исследования.

Финансирование исследования и конфликт интересов. Исследование не финансировалось какими-либо источниками, и конфликты интересов, связанные с данным исследованием, отсутствуют.


Литература

  1. Janssen I., Nouri A., Tessitore E., Meyer B. Cervical myelopathy in patients suffering from rheumatoid arthritis — a case series of 9 patients and a review of the literature. J Clin Med 2020; 9(3): 811, https://doi.org/10.3390/jcm9030811.
  2. Пономарев Г.В., Скоромец А.А., Краснов В.С., Ро­дионова О.В., Глистенкова Д.Д., Порхун Н.Ф., Дам­би­нова С.А. Сосудистая миелопатия: причины и механизмы, возможности диагностики и лечения. Неврология, нейро­психиатрия, психосоматика 2018; 10(1): 12–16, https://doi.org/10.14412/2074-2711-2018-1-12-16.
  3. Natale M., Mirone G., Rotondo M., Moraci A. Intrathecal baclofen therapy for severe spasticity: analysis on a series of 112 consecutive patients and future prospectives. Clin Neurol Neurosurg 2012; 114(4): 321–325, https://doi.org/10.1016/j.clineuro.2011.10.046.
  4. Fjelstad A.B., Hommelstad J., Sorteberg A. Infections related to intrathecal baclofen therapy in children and adults: frequency and risk factors. J Neurosurg Pediatr 2009; 4(5): 487–493, https://doi.org/10.3171/2009.6.peds0921.
  5. Pittelkow T.P., Bendel M.A., Lueders D.R., Beck L.A., Pingree M.J., Hoelzer B.C. Quantifying the change of spasticity after intrathecal baclofen administration: a descriptive retrospective analysis. Clin Neurol Neurosurg 2018; 171: 163–167, https://doi.org/10.1016/j.clineuro.2018.06.010.
  6. Biering-Sørensen F., Nielsen J., Klinge K. Spasticity-assessment: a review. Spinal Cord 2006; 44(12): 708–722, https://doi.org/10.1038/sj.sc.3101928.
  7. Ashworth B. Preliminary trial of carisoprodol in multiple sclerosis. Practitioner 1964; 192: 540–542.
  8. Супонева Н.А., Юсупова Д.Г., Жирова Е.С., Мель­ченко Д.А., Таратухина А.С., Бутковская А.А., Ильина К.А., Зайцев А.Б., Зимин А.А., Клочков А.С., Люкманов Р.Х., Калинкина М.Э., Пирадов М.А., Котов-Смоленский А.М., Хижникова А.Е. Валидация модифицированной шкалы Рэн­кина (The Modified Rankin Scale, MRS) в России. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика 2018; 10(4): 36–39, https://doi.org/10.14412/2074-2711-2018-4-36-39.
  9. Langerak N.G., Lamberts R.P., Fieggen A.G., Peter J.C., Merwe L., Peacock W.J., Vaughan C.L. A prospective gait analysis study in patients with diplegic cerebral palsy 20 years after selective dorsal rhizotomy. J Neurosurg Pediatr 2008; 1(3): 180–186, https://doi.org/10.3171/ped/2008/1/3/180.
  10. Borzikov V.V., Rukina N.N., Vorobyova O.V., Kuznetsov A.N., Belova A.N. Human motion video analysis in clinical practice (review). Sovremennye tehnologii v medicine 2015; 7(4): 201–210, https://doi.org/10.17691/stm2015.7.4.26.
  11. Морозов И.Н. Позвоночно-спинномозговая травма: восстановительное лечение в промежуточном и позднем периодах. Автореф дис. … докт. мед. наук. М; 2011.
  12. Витензон А.С., Петрушанская К.А., Скворцов Д.В. Руководство по применению метода искусственной коррекции ходьбы и ритмических движений посредством программируемой электростимуляции мышц. М; 2005.


Журнал базах данных

pubmed_logo.jpg

web_of_science.jpg

scopus.jpg

crossref.jpg

ebsco.jpg

embase.jpg

ulrich.jpg

cyberleninka.jpg

e-library.jpg

lan.jpg

ajd.jpg

SCImago Journal & Country Rank