Сегодня: 21.11.2024
RU / EN
Последнее обновление: 30.10.2024

Содержание олигомерной и суммарной фракций растворимых молекул CD38 в сыворотке крови больных миомами матки

М.Е. Мамаева, Д.В. Новиков, А.В. Алясова, Г.Е. Копылова, М.В. Хазов, А.В. Караулов, В.В. Новиков

Ключевые слова: растворимые молекулы CD38; олигомерная фракция молекул CD38; суммарная фракция молекул CD38; миома матки.

Цель исследования — анализ содержания олигомерной фракции и суммарной фракции растворимых молекул CD38 в сыворотке крови больных миомами матки.

Материалы и методы. Под наблюдением находились 53 больных миомами матки в возрасте 32–58 лет. Определение уровня растворимых молекул CD38 в сыворотке крови проводили иммуноферментным методом с использованием поликлональных антител и моноклональных антител ИКО-20 против CD38. Результаты выражали в условных единицах (U/ml).

Результаты. Развитие доброкачественной патологии тела матки сопровождается одновременным возрастанием уровней олигомерной и суммарной фракций растворимых молекул CD38. Наиболее значимое повышение уровня суммарной фракции происходит при субмукозной локализации миоматозного узла. Сывороточный уровень олигомерной фракции молекул CD38 более всего повышен при интерстициально-субмукозной локализации опухоли. Наличие 4–6 миоматозных узлов сопровождается наиболее высоким уровнем суммарной фракции молекул CD38 при нормальном содержании олигомерной фракции тестируемых молекул. У больных, имеющих один миоматозный узел, наоборот, обнаружен наиболее высокий уровень растворимых олигомерных молекул CD38 при средней степени подъема уровня суммарной фракции растворимых молекул CD38.


Миома матки — наиболее распространенная доброкачественная опухоль женских половых органов. В патогенезе заболевания наряду с конституционально-наследственными и метаболическими нарушениями важную роль играет дисфункция иммунной системы больных [1]. Одним из показателей дисфункции иммунной системы является дисбаланс в состоянии сывороточного пула растворимых дифференцировочных молекул, принимающих участие в регуляции и реализации иммунного ответа [2, 3]. Известно, что в составе пула находится несколько десятков растворимых дифференцировочных молекул, среди которых опосредующие апоптоз растворимые молекулы Fas (CD95), модулирующие адгезивные клеточные реакции молекулы ICAM-1 (CD54) и др. [4–9]. Установлено, что большинство растворимых дифференцировочных молекул могут находиться в разных структурных состояниях. В частности, они могут быть представлены мономерными или олигомерным формами, могут образовывать разного рода ассоциаты, что отражается на выполняемых ими функциях [3, 10]. Так, показано, что растворимая молекула CD38 присутствует в крови не только как мономерный белок, но и как олигомер, состоящий из двух или четырех нековалентно связанных идентичных белковых молекул [11, 12]. Разработаны иммуноферментные методы, позволяющие определять содержание в сыворотке крови фракции олигомерных молекул CD38, а также содержание суммарной фракции молекул CD38, включающей олигомерные и мономерные формы белка [11–13]. Выявлено, что при ряде иммуно-опосредованных заболеваний сывороточное содержание этих фракций имеет мониторинговое значение и меняется разнонаправленно [12, 14, 15]. Известны данные о том, что при миоме матки отмечается тенденция к повышению сывороточного содержания растворимых молекул CD38 на фоне увеличения относительного количества CD38-положительных мононуклеарных клеток периферической крови больных [16].

Цель исследования — более детальный анализ содержания олигомерной и суммарной фракций растворимых молекул CD38 в сыворотке крови больных миомами матки.

Материалы и методы. Обследованы 53 больных миомами матки в возрасте 32–58 лет. Во всех наблюдениях диагноз заболевания подтвержден данными патологоанатомического исследования послеоперационного материала. Оперативное вмешательство в объеме надвлагалищной ампутации матки выполнено 25 женщинам (47,2%), консервативной миомэктомии — 16 (30,2%), надвлагалищной ампутации матки с придатками — 12 (22,6%). Контрольная группа представлена 45 женщинами, не страдающими гинекологической патологией, сопоставимыми по возрасту с обследованными больными.

Исследование проведено в соответствии с Хель­синкской декларацией (принятой в июне 1964 г. (Хель­синки, Финляндия) и пересмотренной в октябре 2000 г. (Эдинбург, Шотландия)) и одобрено Этическим комитетом НижГМА. От каждого пациента получено информированное согласие.

Кровь для анализа брали до начала лечения и через 8–10 дней после хирургического вмешательства. Определение уровня растворимых дифференцировочных молекул в сыворотке крови проводили двухсайтовым иммуноферментным методом. Содержание суммарной фракции растворимых молекул CD38 определяли с использованием поликлональных антител против антигенов мононуклеарных клеток периферической крови в качестве подложки и моноклональных антител ИКО-20, конъюгированных с пероксидазой корня хрена. Содержание олигомерной фракции растворимых молекул CD38 определяли с использованием сорбируемых в лунки планшетов для иммуноферментного анализа моноклональных антител ИКО-20 и конъюгированных с пероксидазой корня хрена моноклональных антител ИКО-20 [11, 13]. Учет результатов проводили при длине волны 405 нм спектрофотометрически с использованием фотометра Multiscan (Финляндия). Полученные результаты выражали в условных единицах U/ml. Для обработки результатов исследования использовали пакет статистических программ Statistica 6.0.

Результаты и обсуждение. В контрольной группе содержание олигомерной фракции растворимых молекул CD38 (ol.sCD38) составило 257,20±14,83 U/ml, суммарной фракции (sCD38) — 203,60±14,54 U/ml. Развитие миомы матки сопровождалось статистически значимым увеличением концентрации ol.sCD38 в плазме крови больных — в 1,8 раза по сравнению с контролем (463,3±49,0 U/ml). Одновременно отмечалось статистически значимое возрастание уровня sCD38 — в 2,4 раза (496,1±45,4 U/ml). Таким образом, развитие доброкачественных опухолей матки сопровождается повышением уровня как суммарной, так и олигомерной фракций белка CD38 в сыворотке крови больных. Известно [2, 10], что изменение концентрации растворимых молекул CD38 в околоклеточном пространстве и биологических жидкостях выступает в качестве фактора, воздействующего на состояние глобальной иммунологической сети. Повышение содержания этого белка в сыворотке крови больных, являясь следствием активации иммунной системы, ограничивает иммунный ответ (принцип обратной связи) и, возможно, служит одним из механизмов ускользания опухоли от иммунного надзора.

Изменения ol.sCD38 и sCD38 были проанализированы в зависимости от локализации миоматозных узлов. В группе пациенток с интерстициальной локализацией уровни ol.sCD38 и sCD38 в сыворотке крови были статистически значимо выше, чем в группе здоровых лиц — в 1,9 и 2,4 раза. В случаях интерстициально-субсерозной локализации новообразований уровни растворимых белков не отличались от нормы, но содержание ol.sCD38 оказалось статистически значимо ниже (в 1,6 раза), чем в предыдущей группе (табл. 1). У лиц с субсерозной локализацией опухоли также не выявлено отличий в содержании растворимых белков от нормы, но обнаруживалось статистически значимо пониженное содержание ol.sCD38 в сравнении с больными, имеющими интерстициальную локализацию мио­матозных узлов.


mamaeva-tablitsa-1.jpgТаблица 1. Сывороточное содержание олигомерной и суммарной фракций растворимых молекул CD38 у больных с различной локализацией миоматозных узлов, U/ml


Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что субмукозная локализация миоматозного узла сопровождается наиболее значимым повышением уровня суммарной фракции растворимых молекул CD38 на фоне умеренного увеличения олигомерной фракции этого белка. В случаях иной локализации миоматозных узлов значения ol.sCD38 и sCD38 возрастали более равномерно. Следует отметить, что в клинической картине субмукозной локализации миоматозных узлов преобладают выраженный болевой синдром, частые кровотечения, которые проявляются незначительно при других локализациях опухоли. Таким образом, выявленные особенности иммунного ответа больных с миомами взаимосвязаны с формированием доброкачественных опухолевых процессов различной локализации в теле матки. При интерстициально-субмукозной локализации узлов уровень ol.sCD38 статистически значимо отличался от нормы — в 2,2 раза, содержание молекул sCD38 повышалось в 1,7 раза. В данной группе содержание ol.sCD38 было статистически значимо выше, чем у лиц с интерстициально-субсерозной и субсерозной локализацией опухоли (в обоих случаях в 1,8 раза). Кроме того, уровень ol.sCD38 статистически значимо превышал соответствующий показатель при субмукозной локализации новообразования. У больных, страдающих преимущественно субмукозной формой заболевания, содержание ol.sCD38 превышало норму в 1,9 раза (р<0,05), содержание sCD38 — в 4,6 раза (р<0,05). Сывороточный уровень ol.sCD38 у пациенток данной группы был статистически значимо выше, чем у женщин с интер­стициально-субсерозной и субсерозной локализацией новообразований (соответственно в 1,6 и 2,7 раза). Уровень молекул sCD38 у этих больных был статистически значимо выше, чем во всех других сравниваемых группах (в 1,9–2,7 раза).

Проанализировано также содержание олигомерной и суммарной фракций растворимых молекул CD38 у больных с различным числом миоматозных узлов (табл. 2). У больных, имеющих 1 миоматозный узел, содержание ol.sCD38 в сыворотке крови статистически значимо возрастало по сравнению с контролем — в 1,9 раза. При наличии 2–3 опухолевых узлов содержание ol.sCD38 превышало норму в 1,5 раза (р<0,05). У больных, имеющих 4–6 миоматозных узлов, уровень белка не отличался от нормы.


mamaeva-tablitsa-2.jpgТаблица 2. Сывороточный уровень олигомерной и суммарной фракций растворимых молекул CD38 у больных с различным числом миоматозных узлов, U/ml

Содержание sCD38 во всех исследуемых группах статистически значимо превышало норму в 2–3 раза. Уровень белка у больных с 4–6 узлами был выше, чем в других сравниваемых группах (p<0,05). Он в 1,4 раза превышал сывороточный уровень sCD38 у женщин, имеющих 1 миоматозный узел, и в 1,5 раза — у женщин, имеющих 2–3 опухолевых узла.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что нарастание степени тяжести заболевания и повышение вероятности развития осложнений клинической картины сопровождаются у больных доброкачественными опухолями тела матки повышением уровня суммарной фракции растворимых молекул CD38 и нарастанием дисбаланса в соотносительных концентрациях sCD38 и ol.sCD38, что потенциально имеет мониторинговую значимость. Подобные нарушения иммунного ответа могут стать патогенетическим звеном в формировании более неблагоприятной формы заболевания.

Выполнение оперативного вмешательства не оказывало значимого влияния на содержание как олигомерной, так и суммарной фракции растворимых молекул CD38 в сыворотке крови больных (табл. 3).


mamaeva-tablitsa-3.jpgТаблица 3. Влияние вида хирургического лечения на уровень олигомерной и суммарной фракций растворимых молекул CD38 у больных миомами матки, U/ml

Заключение. Развитие доброкачественной патологии тела матки сопровождается одновременным возрастанием уровней олигомерной и суммарной фракций растворимых молекул CD38. Наиболее значимое повышение уровня суммарной фракции растворимых молекул CD38 происходит при субмукозной локализация миоматозного узла. В свою очередь, сывороточный уровень олигомерной фракции молекул CD38 максимально повышен при интерстициально-субмукозной локализации опухоли. Наличие 4–6 миоматозных узлов сопровождалось наиболее высоким уровнем суммарной фракции молекул CD38 при нормальном содержании олигомерной фракции тестируемых молекул. У больных, имеющих один миоматозный узел, наоборот, обнаружен наиболее высокий уровень растворимых олигомерных молекул CD38 при средней степени подъема уровня суммарной фракции молекул CD38. Выполнение любого вида оперативного вмешательства не оказывает значимого влияния на содержание олигомерной фракции и суммарной фракции растворимых молекул CD38 у этой группы больных.

Финансирование исследования. Исследование проведено при поддержке Министерства образования и науки России в рамках государственного задания по выполнению работ в области научной деятельности (базовая часть) — 2014/134 (2575).

Конфликт интересов. У авторов нет конфликта интересов.


Журнал базах данных

pubmed_logo.jpg

web_of_science.jpg

scopus.jpg

crossref.jpg

ebsco.jpg

embase.jpg

ulrich.jpg

cyberleninka.jpg

e-library.jpg

lan.jpg

ajd.jpg

SCImago Journal & Country Rank