Роль генетических полиморфизмов, ассоциированных с нарушением фолатного цикла и риском развития тромбофилии, в генезе ретрохориальной гематомы в I триместре беременности
Цель исследования — оценить роль полиморфизмов генов фолатного цикла и генов системы гемостаза в генезе отслойки хориона.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 43 беременных с отслойкой хориона (1-я группа) и 43 беременных без отслойки (2-я группа), вошедших в группу контроля. Всем пациенткам в I триместре было выполнено генотипирование 4 полиморфизмов генов фолатного цикла: MTHFR (5,10-метилентетрагидрофолат-редуктаза) С677Т; MTHFR A1298C; MTR (витамин В12-зависимая метионин-синтаза) А2756G; MTRR (метионин-синтаза-редуктаза) А66G, а также 8 полиморфизмов генов системы гемостаза: F2 (протромбин, КФ II) G20210A; F5 (проакцелерин, лабильный фактор, КФ V) G1691A (лейденовская мутация); F7 (проконвертин, КФ VII) G10976A; F13 (фибриназа, КФ XIII) G>T; FGB (β-цепь фибриногена) G455А; ITGA2 (α2-интегрин) C807T; ITGB3 (тромбоцитарный гликопротеин IIIА) Т1565С; PAI-1 (ингибитор активатора плазминогена 1) -675 5G/4G.
Результаты. Статистически значимыми для риска развития отслойки хориона явились гетерозиготный вариант GA полиморфизма гена F7 (проконвертин, КФ VII) G10976A и вариант мутантной гомозиготы GG полиморфизма гена MTRR А66G. Частота встречаемости гетерозиготного варианта GA полиморфизма 353Gln (G10976A) гена F7 у пациенток c отслойкой хориона составила 51% (22 женщины) по сравнению с 23,2% (10 женщин) в группе контроля, гомозиготного варианта GG полиморфизма гена MTRR А66G — 44% (19 женщин) по сравнению с 25,6% (11 женщин) в группе контроля.
Заключение. Формирование отслойки хориона в I триместре беременности может быть связано с наличием у женщины гетерозиготного варианта полиморфизма гена F7 (проконвертин, КФ VII) G10976A и варианта мутантной гомозиготы GG полиморфизма гена MTRR А66G как изолированно, так и в их сочетании.
Отслойка хориона является частым осложнением беременности и по данным различных авторов встречается в 3–18% случаев [1, 2]. У 50% беременных ретрохориальная гематома приводит к выкидышу [3]. У другой половины беременных она повышает риск развития материнских и неонатальных осложнений: гипертензии беременных, преэклампсии, отслойки плаценты, задержки роста плода, дистресса плода и др. [4].
Новый взгляд на патогенез отслойки хориона и преждевременной отслойки нормально расположенной плаценты стал возможен благодаря открытию генетической и приобретенной тромбофилии — термин был введен в клиническую практику для определения состояний, при которых увеличен риск тромбозов и тромбоэмболий [5, 6].
В многочисленных когортных и популяционных исследованиях вопрос ассоциации между отслойкой хориона и тромбофилией поднимался неоднократно. Наибольший интерес проявлялся к полиморфизму генов, участвующих в процессах коагуляции и фибринолиза[7–12]. Рассматривалась также роль полиморфизма генов фолатного цикла в развитии ранних тромбофилических осложнений гестации [13, 14]. Подчас эти исследования носят противоречивый характер, что подчеркивает интерес к данной проблеме.
Поскольку изучение медицинских аспектов генетического полиморфизма составляет концептуальную и методическую основу предиктивной (предсказательной) медицины [15], расширение и углубление знаний о возможностях профилактики одного из самых ранних и частых осложнений беременности — отслойки хориона и, соответственно, патогенетически связанных с ней поздних гестационных осложнений (преэклампсии, отслойки плаценты, задержки роста плода) является актуальным в современном акушерстве [16, 17].
Цель исследования — оценить роль полиморфизмов генов фолатного цикла и системы гемостаза в генезе отслойки хориона.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Перинатального центра Ростова (Россия) в 2013–2014 гг. В 1-ю, основную, группу вошли 43 женщины с наличием отслойки хориона в I триместре беременности, верифицированной по данным УЗИ в сроке беременности 6,8±1,3 нед. 2-ю группу, контрольную, составили 43 пациентки без осложненного течения беременности. Средний возраст пациенток — 30,0±0,8 и 29,0±0,9 года.
Критерием исключения являлась беременность в результате вспомогательных репродуктивных технологий.
Исследование проведено в соответствии с Хельсинкской декларацией (принятой в июне 1964 г. (Хельсинки, Финляндия) и пересмотренной в октябре 2000 г. (Эдинбург, Шотландия)) и одобрено Этическим комитетом Ростовского государственного медицинского университета. От каждой пациентки получено информированное согласие.
Всем беременным было выполнено стандартное клинико-лабораторное исследование, включающее общеклинические лабораторные тесты, гемостазиологическое и ультразвуковое обследование.
Для определения генетических полиморфизмов, ассоциированных с нарушениями фолатного цикла, использованы комплект реагентов «Генетика Метаболизма Фолатов», а для определения генетических полиморфизмов, ассоциированных с риском развития тромбофилии — комплект реагентов «КардиоГенетика Тромбофилия» (НПО «ДНК-Технология», Россия).
Всем женщинам выполнено генотипирование 4 полиморфизмов генов фолатного цикла: MTHFR (5,10-метилентетрагидрофолат-редуктаза) С677Т; MTHFR A1298C; MTR (витамин В12-зависимая метионин-синтаза) А2756G; MTRR (метионин-синтаза-редуктаза) А66G, а также 8 полиморфизмов генов системы гемостаза: F2 (протромбин КФ II) G20210A; F5 (проакцелерин, лабильный фактор, КФ V) G1691A (лейденовская мутация); F7 (проконвертин, КФ VII) G10976A; F13 (фибриназа, КФ XIII) G>T; FGB (β-цепь фибриногена) G455А; ITGA2 (α2-интегрин) C807T; ITGB3 (тромбоцитарный гликопротеин IIIА) Т1565С; PAI-1 (ингибитор активатора плазминогена 1) -675 5G/4G.
Гемостазиологическое исследование включало определение активированного частичного тромбопластинового времени, протромбинового индекса, тромбинового времени, уровня фибриногена, уровня антитромбина III, Д-димера, растворимых комплексов мономеров фибрина.
Ультразвуковое исследование выполнено на аппарате Philips HD 11 (Philips, Голландия). Особое внимание уделялось ретрохориальной гематоме, ее размерам, локализации.
Из анамнеза выявлено, что у 22 женщин (51%) 1-й группы были внутриматочные вмешательства, из них самопроизвольное прерывание беременности — у 5, неразвивающаяся беременность — у 10, артифициальный аборт — у 7, что в свою очередь могло привести к формированию хронического эндометрита, к нарушению имплантации, а ввиду неполноценной пенетрации ворсин хориона, возможно, и к формированию отслойки при последующем развитии беременности. Внутриматочные вмешательства у пациенток во 2-й группе отмечены значительно реже — в 12 случаях (27,9%).
Бесплодие в анамнезе отмечено у 6 пациенток в 1-й группе, у 5 — во 2-й группе; врожденные пороки развития матки (двурогая, седловидная) — у 2 пациенток в 1-й группе, у 1 — во 2-й группе; миома матки — у 5 пациенток в 1-й группе, у 4 — во 2-й группе.
Соматический статус у пациенток обеих групп не различался: хронический пиелонефрит, хронический гастрит, хронический панкреатит, вегетативно-сосудистая дистония, хронический тонзиллит отмечены в равном числе случаев.
Статистическую обработку результатов осуществляли с помощью тестов на соблюдение равновесия Харди–Вайнберга и выявление ассоциаций методом в программе DeFinetti. Для всех статистических расчетов при p<0,05 результат считался статистически значимым.
Результаты и обсуждение. Проведенный анализ генетических полиморфизмов генов, ассоциированных с риском развития тромбофилии и фолатного цикла, позволил оценить частоту встречаемости аллелей, генотипов полиморфных локусов исследуемых генов у беременных в I триместре и выявить их ассоциации с отслойкой хориона (см. таблицу).
|
Частота встречаемости аллелей, генотипов полиморфных локусов исследуемых генов в I триместре беременности и их ассоциации с отслойкой хориона, абс. число/% |
Статистическая обработка результатов с помощью тестов на соблюдение равновесия Харди–Вайнберга и выявление ассоциаций методом показали статистическую значимость встречаемости у беременных с отслойкой хориона гетерозиготного варианта полиморфизма гена F7 (проконвертин, КФ VII) G10976A и варианта мутантной гомозиготы GG полиморфизма гена MTRR А66G. Частота встречаемости гетерозиготного варианта GA полиморфизма 353Gln (G10976A) гена F7 у пациенток составила 51% (22 женщины), гомозиготного варианта GG полиморфизма гена MTRR А66G — 44% (19 женщин). Следует отметить, что в нашем исследовании не установлено зависимости между формированием отслойки хориона и наличием у женщины низкофункциональных аллелей генотипа MTHFR 667T.
Исследование показало, что у носителей аллеля G10976A гена F7 риск развития ретрохориальной гематомы был выше в 3,1 раза (OШ=3,131; p=0,00134), а при наличии мутантного варианта гомозиготы гена MTRR А66G он был выше в 2,5 раза по сравнению с таким риском у беременных без отслойки хориона (OШ=2,503; р=0,00902).
Проконвертин (коагуляционный фактор FVII) принимает участие во внешнем механизме свертывания крови. В случае гипопроконвертинемии замедляется образование тромбина, который катализирует превращение фибриногена в фибрин, и образование сгустка с остановкой кровотечения, этим объясняется развитие геморрагического осложнения. Распространенность AG полиморфизма 353Gln (G10976A) гена F7 в европейских популяциях составляет 10–20%, однако до настоящего времени его влияние на прогноз развития отслойки хориона не было определено.
Роль гена MTRR заключается в кодировании аминокислотной последовательности фермента метионин-синтазы-редуктазы, одной из функций которого является обратное превращение гомоцистеина в метионин. В результате замены аминокислотного остатка изолейцина на метионин в позиции 66 функциональная активность фермента снижается, нарушаются процессы метилирования ДНК. Метилирование ДНК играет ведущую роль в формировании и поддержании эпигенетической изменчивости — наследственного динамического процесса, определяющего степень активности генов. Выявленный факт позволяет выдвинуть гипотезу, заключающуюся в том, что дефицит фермента метионин-синтазы-редуктазы сопровождается недостатком метильных групп. Это, в свою очередь, оказывает влияние на эпигенетический статус и реализацию эффекта гипоконвертинемии, обусловленного мутацией коагуляционного фактора F7, в результате чего наблюдаем манифестацию такого клинического проявления, как отслойка хориона.
Следует отметить отсутствие зависимости между формированием отслойки хориона и наличием низкофункциональных аллелей генотипа MTHFR 667T ввиду отсутствия в рамках данного исследования статистической значимости полученного показателя согласно тесту на соблюдение равновесия Харди–Вайнберга.
Заключение. Формирование отслойки хориона в I триместре беременности может быть результатом наличия у женщины гетерозиготного варианта полиморфизма гена F7 (проконвертин, КФ VII) G10976A и варианта мутантной гомозиготы GG полиморфизма гена MTRR А66G как изолированно, так и в их сочетании. При данных полиморфизмах на фоне дефицита метильных групп гипоконвертинемия является причиной нарушения гемостатического «замка», в результате чего происходит формирование ретрохориальной гематомы.
Финансирование исследования. Работа проведена на личные средства авторов.
Конфликт интересов. У авторов нет конфликта интересов.
Литература
- Nagy S., Bush M., Stone J., Lapinski R., Gardó S. Clinical significance of subchorionic and retroplacental hematomas detected in the first trimester of pregnancy. Orv Hetil 2005 Oct; 146(42): 2157–2161.
- Tuuli M.G., Norman S.M., Odibo A.O., Macones G.A., Cahill A.G. Perinatal outcomes in women with subchorionic hematoma: a systematic review and meta-analysis. Obstet Gynecol 2011 May; 117(5): 1205–1212, http://dx.doi.org/10.1097/AOG.0b013e31821568de.
- Vaginal bleeding during pregnancy. In: Ferri’s clinical advisor. Editor by Fred F. Ferri. Mosby; 2014; p. 1143–1143.
- Kyser Kathy L. Meta-analysis of subchorionic hemorrhage and adverse pregnancy outcomes. Proc Obstet Gynecol 2012; 2(4), URL: http://ir.uiowa.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1137&context=pog.
- Сидельникова В.М., Сухих Г.Т. Невынашивание беременности. М: ООО «Медицинское информационное агентство»; 2010; 536 с.
- Макацария А.Д. Тромбогеморрагические осложнения в акушерско-гинекологической практике. М: МИА; 2011.
- Kupferminc M.J. Thrombophilia and pregnancy. Curr Pharm Des 2005; 11(6): 735–748, http://dx.doi.org/10.2174/1381612053381855.
- Procházka M., Happach C., Marsál K., Dahlbäck B., Lindqvist P.G. Factor V Leiden in pregnancies complicated by placental abruption. BJOG 2003 May; 110(5): 462–466, http://dx.doi.org/10.1046/j.1471-0528.2003.02369.x.
- Rodger M.A., Betancourt M.T., Clark P., Lindqvist P.G., Dizon-Townson D., Said J., Seligsohn U., Carrier M., Salomon O., Greer I.A. The association of factor V Leiden and prothrombin gene mutation and placenta-mediated pregnancy complications: a systematic review and meta-analysis of prospective cohort studies. PLoS Med 2010 Jun; 7(6): e1000292, http://dx.doi.org/10.1371/journal.pmed.1000292.
- Said J.M., Higgins J.R., Moses E.K., Walker S.P., Borg A.J., Monagle P.T., Brennecke S.P. Inherited thrombophilia polymorphisms and pregnancy outcomes in nulliparous women. Obstet Gynecol 2010 Jan; 115(1): 5–13, http://dx.doi.org/10.1097/AOG.0b013e3181c68907.
- Акиньшина С.В., Смирнова Л.М., Макацария А.Д. Ведение беременности и родов у пациенток с тромбозами и тромбоэмболиями в анамнезе. В кн.: Современная перинатология: организация, технологии и качество. М; 2010; с. 4.
- Тетруашвили Н.К., Агаджанова А.А., Ионанидзе Т.Б. Гемостатическая терапия при кровотечениях во время беременности. Эффективная фармакотерапия. Акушерство и гинекология 2013; 1: 6–10.
- Vettriselvi V., Vijayalakshmi K., Paul S.F., Venkatachalam P. ACE and MTHFR gene polymorphisms in unexplained recurrent pregnancy loss. J Obstet Gynaecol Res 2008; 34(3): 301–306, http://dx.doi.org/10.1111/j.1447-0756.2008.00792.x.
- Бескоровайная Т.С., Гудзенко С.В., Тверская С.М., Поляков А.В. Ассоциация полиморфных аллелей генов фолатного обмена с привычным невынашиванием беременности. Проблемы репродукции 2006; 1: 53–60.
- Генетический паспорт — основа индивидуальной и предиктивной медицины. Под ред. Баранова В.С. СПб: Изд-во Н-Л; 2009; 528 с.
- Кирющенков П.А., Шмаков Р.Г., Андамова Е.В., Тамбовцева М.А. Алгоритм клинико-гемостазиологического обследования в акушерско-гинекологической практике. Акушерство и гинекология 2013; 1: 101–106.
- Akinshina S.V., Bitsadze V.O., Baimuradova S.M., Makatsaria A.D. P.82 Prevention of recurrent thromboembolic complications in women with thrombophilia. Thrombosis Research 2011 Feb; 127: S148, http://dx.doi.org/10.1016/s0049-3848(11)70137-2.