Сегодня: 15.05.2025
RU / EN
Последнее обновление: 30.04.2025
Вегетативные факторы успешности освоения иностранного языка студентами и школьниками

Вегетативные факторы успешности освоения иностранного языка студентами и школьниками

В.А. Демарева, Д.В. Бовыкина, Yu.А. Edeleva
Ключевые слова: вегетативная регуляция; освоение иностранного языка; оптимальное функциональное состояние; событийно-связанная телеметрия ритмов сердца; стресс.
2019, том 11, номер 1, стр. 177.

Полный текст статьи

html pdf
2349
1847

Цель исследования — выявление вегетативных факторов успешности освоения иностранного языка студентами и школьниками, поиск оптимальных режимов вегетативной регуляции процессов обучения.

Материалы и методы. В исследовании участвовали 16 учеников 4-го класса и 37 учеников 5–11-х классов школы с углубленным изучением английского языка, а также 10 студентов 2-го курса, обучающихся в лингвистическом университете (Н. Новгород).

Для сбора данных о динамике функционального состояния школьников и студентов на занятии по английскому языку проводили непрерывное измерение сердечного ритма с помощью технологии событийно-связанной телеметрии, а для оценки успешности освоения языка использовали специальный протокол и стандартную академическую 5-балльную шкалу.

Результаты. Анализ показателей вариабельности ритма сердца в разных контекстах позволяет констатировать схожесть режимов вегетативной регуляции у школьников и студентов, успешных на занятии по английскому языку. Следовательно, для выполнения разных лингвистических заданий характерны схожие функциональные состояния. Для всех возрастных групп оптимальной является высокая активность вегетативной нервной системы. Отличие проявляется в соотношении симпатического и парасимпатического контуров: вклад парасимпатического контура более важен на школьном этапе, а симпатического — на студенческом.

Заключение. Исследование особенностей процесса освоения иностранного языка студентами и школьниками (в данном случае — русскоязычными) показало, что основным фактором успешности с позиции психофизиологии для студентов является высокая активность вегетативной нервной системы с выраженным доминированием симпатической активации над парасимпатической. Оптимальное состояние для освоения иностранного языка школьниками заключается в согласованной активации симпатического и парасимпатического контуров регуляции.


Журнал базах данных

pubmed_logo.jpg

web_of_science.jpg

scopus.jpg

crossref.jpg

ebsco.jpg

embase.jpg

ulrich.jpg

cyberleninka.jpg

e-library.jpg

lan.jpg

ajd.jpg

SCImago Journal & Country Rank