Корреляции показателей липидного профиля и гликозилированного гемоглобина как новый прогностический критерий развития и прогрессирования сахарного диабета 2-го типа
Цель исследования — оценка корреляций показателей липидного профиля и гликозилированного гемоглобина для определения их прогностической значимости в качестве критерия при развитии и прогрессировании сахарного диабета 2-го типа (СД 2) у лиц с метаболическим синдромом и с пониженной массой тела.
Материалы и методы. Исследование включало результаты обследования 50 пациентов с метаболическим синдромом (1-я группа), 50 лиц с пониженным индексом массы тела — ИМТ (2-я группа), 50 лиц с СД 2 (3-я группа) и 50 практически здоровых лиц (контрольная группа). Биохимические показатели липидного профиля и гликозилированный гемоглобин в венозной крови оценивали с помощью анализаторов Clima MC-15 (Испания), BS-200 и BS-200 E (Китай).
Результаты. Установлено, что в 1-й и 2-й группах по сравнению с 3-й группой корреляции таких параметров, как уровни липопротеинов высокой плотности (ЛПВП), липопротеинов низкой плотности (ЛПНП), мочевины, креатинина с ИМТ, выражены статистически значимо сильнее у женщин, в то время как у мужчин наблюдается обратная ситуация. Кроме того, корреляция уровней триглицеридов с ИМТ статистически значимо сильнее выражена у пациентов с СД 2, чем у практически здоровых лиц, причем у женщин она положительная, у мужчин — отрицательная.
Таким образом, у мужчин с метаболическим синдромом диагностически значимыми в оценке развития и прогрессирования СД 2 могут служить ЛПВП, ЛПНП, креатинин, мочевина, так как между ними и ИМТ выявлена сильная положительная корреляция, а также триглицериды, так как между ними и ИМТ обнаружена сильная отрицательная корреляция.
У женщин с метаболическим синдромом таким прогностически значимым показателем можно назвать совокупность слабой корреляции ИМТ с показателями уровней ЛПВП, ЛПНП, мочевины, креатинина и сильной положительной корреляции с триглицеридами.
Заключение. Выявленные новые корреляционные особенности биохимических показателей крови при СД 2 могут служить прогностическими критериями развития и течения заболевания.
Введение
У взрослых людей с диабетом в 2–3 раза увеличивается риск развития инфаркта и инсульта. В сочетании со снижением кровотока невропатия (повреждение нервов) нижних конечностей повышает вероятность появления на ногах язв, их инфицирования и в конечном итоге — необходимости ампутации конечностей. Диабет входит в число основных причин почечной недостаточности, а общий риск смерти у таких людей как минимум в 2 раза выше, чем у лиц того же возраста без диабета [1, 2].
По прогнозам ВОЗ, диабет может занимать седьмое место среди причин смертности в 2030 г. «Жесткий» контроль уровня глюкозы не оправдал ожиданий, следовательно, необходим контроль и других параметров [3].
В связи с этим представляется интересным исследовать особенности изменения показателей липидного профиля и гликозилированного гемоглобина и их взаимосвязи с индексом массы тела (ИМТ), с метаболическим синдромом (МС) у пациентов с сахарным диабетом 2-го типа (СД 2).
Несмотря на большое количество работ, посвященных данной проблеме, вопросы этиопатогенеза еще не до конца изучены, поэтому количество людей с МС и сахарным диабетом неуклонно растет, а традиционные методы лечения не всегда достаточно эффективны. Кроме того, поскольку СД 2 встречается не только у лиц с повышенным ИМТ, нас заинтересовало, как по сравнению с ними изменяются показатели у лиц с пониженным ИМТ. В доступной литературе мы не встретили таких данных [4–6].
Важность исследования изменений показателей липидного профиля для понимания особенностей патогенеза доказана для различных нарушений [7–9], и поэтому целью исследования стали определение наличия и оценка корреляционных зависимостей между показателями липидного профиля и гликозилированного гемоглобина у лиц с метаболическим синдромом и с пониженной массой тела, а также при сахарном диабете 2-го типа.
Материалы и методы
Исследование проводили на базе кафедр патофизиологии и внутренних болезней Приволжского исследовательского медицинского университета (Н. Новгород).
В работу включены результаты обследования 50 пациентов с МС (1-я группа), 50 человек с пониженным ИМТ (2-я группа), 50 больных с СД 2 (3-я группа) и 50 практически здоровых лиц (контрольная группа). Диагнозы установлены терапевтами и эндокринологами в соответствии с диагностическими критериями Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Было выполнено клиническое и инструментальное обследование. Биохимические показатели липидного профиля и гликозилированный гемоглобин оценивали с помощью анализаторов Clima MC-15 (RAL, Испания), BS-200 и BS-200 E (Mindray, Китай).
Исследование проведено в соответствии с Хельсинкской декларацией (2013) и одобрено Этическим комитетом Приволжского исследовательского медицинского университета. От каждого пациента получено информированное согласие.
Для определения уровней показателей липидного профиля и гликозилированного гемоглобина у всех участников был выполнен забор крови из вены. Оценку гликозилированного гемоглобина проводили в соответствии с нормативами, утвержденными ВОЗ: нормальное состояние — до 5,6%; высокий показатель, сопряженный с риском развития диабета, — 5,7–6,4%; сахарный диабет — 6,4% и более.
Определение гликозилированного гемоглобина обладает преимуществами перед привычным анализом крови на сахар, так как позволяет не только диагностировать уровень сахара за достаточно длинный срок — примерно 3 мес, что соответствует периоду «жизни» эритроцитов в 90–120 дней, но и проследить динамику его изменений за счет выявления среднесуточных показателей уровня глюкозы в организме за указанный период.
Метаболический синдром представляет собой многофакторный комплекс патологических изменений, в основе которых лежит инсулинорезистентность. Еще в конце XX в. появились сведения о сочетании инсулинорезистентности, артериальной гипертензии, гиперлипидемии и ожирения. Одной из непростых задач для изучения данного синдрома был выбор критериев диагностики. Наиболее распространенные и часто используемые — рекомендации Международной диабетической федерации (IDF) 2005 г. По данным консенсуса IDF по МС, основными факторами развития синдрома являются абдоминальное ожирение и инсулинорезистентность. В связи с этим о МС у пациента можно говорить при сочетании абдоминального ожирения и двух из четырех факторов: 1) повышения уровня триглицеридов крови — более 1,7 ммоль/л; 2) снижения уровня липопротеинов высокой плотности (ЛПВП) — менее 1,3 ммоль/л у мужчин и менее 1,29 ммоль/л у женщин; 3) повышения артериального давления более 130 и
85 мм рт. ст.; 4) повышения уровня глюкозы плазмы крови натощак — более 5,6 ммоль/л [6]. Показатели МС и были взяты для изучения в качестве критериев диагностики СД 2. Проведено сравнение этих показателей между собой в трех группах и с контрольными значениями (4-я группа).
Статистическая обработка данных включала в себя определение средних значений и стандартных отклонений, анализ данных на близость к нормальному распределению (асимметрия (А) и эксцесс (Е)) и была выполнена с применением методов оценки достоверности результатов, методов вариационной статистики, выявлением и оценкой корреляций. Обработку и анализ результатов проводили на компьютере с использованием программ Microsoft Office (Excel), пакета статистических программ Stadia и Statistiсa 7.0, языка программирования R (RStudio 3.5.3) с применением встроенных и дополнительных пакетов для обработки и статистического анализа ggplot2, viridis, hrbrthemes.
Результаты и обсуждение
Метаболический синдром часто предшествует развитию СД 2 и таким образом представляет собой один из основных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний в современном обществе. Кроме того, он ассоциирован с развитием стеатоза печени, нарушением функции почек и повышенным риском развития онкологических заболеваний [7].
Нами были проведены исследования показателей липидного профиля и гликозилированного гемоглобина в четырех группах пациентов: с МС, с дефицитом массы тела, с СД 2 и в контрольной. Выявлены и оценены корреляции между исследуемыми показателями.
Анализ полученных результатов показал, что корреляции таких параметров, как уровни ЛПВП, липопротеинов низкой плотности (ЛПНП), мочевины, креатинина с ИМТ больше выражены у женщин с МС (1-я группа). У мужчин отмечена обратная ситуация. Кроме того, установлено, что у пациентов с СД 2 корреляция уровней триглицеридов с ИМТ выражена сильнее, чем у практически здоровых лиц, причем у женщин она положительная, у мужчин — отрицательная.
Обнаруженные зависимости указывают на наличие разнонаправленных взаимосвязей между исследуемыми показателями во всех группах. Причем эти взаимосвязи отличаются у мужчин и женщин. Выявленные различия отражают особенности изменения обменных процессов в организме при СД 2 и без него и, следовательно, могут служить прогностическим критерием развития данной патологии в разных группах лиц: как с МС, так и с пониженным ИМТ.
Установлено, что у женщин без СД 2 (1-я и 2-я группы) наблюдаются сильные положительные корреляции показателей ЛПНП, холестерина, креатинина, мочевины с ИМТ, при СД 2 эти корреляции выражены слабее (рис. 1). Обнаружена также сильная отрицательная корреляция ЛПВП с ИМТ у женщин без СД 2.
При этом у женщин с СД 2 (3-я группа) картина иная. Все корреляции показателей липидного профиля с ИМТ — положительные, слабо выраженные, а корреляция между триглицеридами и ИМТ — положительная, сильная. Поэтому наличие сильных корреляций в данном случае может служить прогностическим критерием дальнейшего развития СД 2 у женщин.
У мужчин выявлена другая закономерность. Корреляции ЛПВП, ЛПНП, мочевины и креатинина с ИМТ выражены сильнее при СД 2, чем в других группах (рис. 2).
Анализ дифференцированных по полу результатов корреляции величины гликозилированного гемоглобина с показателями ИМТ, глюкозы и липидного профиля (ЛПВП, ЛПНП, триглицеридов, холестерина) у пациентов с СД 2 показал, что они статистически значимо больше выражены у мужчин, нежели у женщин (рис. 3).
Таким образом, у мужчин с МС и пониженным ИМТ необходимо сделать акцент на следующие диагностически значимые в развитии и прогрессировании СД 2 биохимические показатели: ЛПВП, ЛПНП, креатинин, мочевина, так как по результатам исследования между ними и ИМТ выявлена сильная корреляция, а также на триглицериды, так как обнаружена сильная отрицательная корреляция между ними и ИМТ.
У женщин с МС и пониженным ИМТ прогностически значимым для развития и прогрессирования СД 2 будет наличие совокупности слабой корреляции ИМТ с показателями уровней ЛПВП, ЛПНП, мочевины, креатинина и сильной положительной корреляции ИМТ с триглицеридами.
Результаты исследования также показали разнонаправленную (противоположную) корреляцию показателей ИМТ, холестерина, ЛПНП, ЛПВП с гликозилированным гемоглобином у мужчин и у женщин, что следует учитывать при оценке развития сахарного диабета.
Заключение
Выявленные новые корреляционные особенности биохимических показателей крови при СД 2 могут служить прогностическими критериями развития и течения заболевания.
Финансирование исследования и конфликт интересов. Исследование не финансировалось какими-либо источниками, и конфликты интересов, связанные с данным исследованием, отсутствуют.
Литература
- Аметов А.С., Барыкина И.Н., Бондарь И.А., Вайсберг А.Р., Вербовая Н.И., Жукова Л.А., Замятина О.В., Киселева Т.П., Моругова Т.В., Хосталек У.Г., Шабалина Е.А. Приверженность пациентов терапии метформином пролонгированного действия (Глюкофаж® лонг) в условиях реальной клинической практики в Российской Федерации. Эндокринология: новости, мнения, обучение 2017; 4(21): 52–63.
- Шевченко Е.А., Успенская О.А., Кондюров И.М., Курылев В.В., Россохин В.Ф. Оценка вирусного компонента с целью диагностики и лечения воспалительных заболеваний ротовой полости. Современные технологии в медицине 2012; 3: 96–99.
- Валикулова Ф.Ю., Фомин И.В., Мудрова Л.А., Вайсберг А.Р. Состояние контроля гиперхолестеринемии у больных сахарным диабетом и ишемической болезнью сердца в условиях амбулаторной практики. CardioСоматика 2013; 4(3): 25–27.
- Загоскин П.П., Загоскина И.П., Савельева Н.А., Ляляев В.А. Современные подходы к проблеме регуляции массы тела (обзор). Современные технологии в медицине 2014; 6(3): 104–117.
- Элларян Л.К., Казарина Л.Н., Шевченко Е.А. Комплексный подход к лечению глоссалгии с учетом современных данных об особенностях ее этиопатогенеза. Современные технологии в медицине 2018; 10(2): 135–139, https://doi.org/10.17691/stm2018.10.2.15.
- Каныгина Э.Л., Клеменова И.А., Курников Г.Ю. Липидный комплекс для лечения хронических дерматозов. Патент РФ 2159118. 1998.
- Клеменова И.А., Копытова Т.В., Абалихина Е.П. Изучение спектра липидов как способ эффективности лечения больных псориазом. Клиническая лабораторная диагностика 2002; 10: 36.
- Шевченко Е.А., Артифексова А.А., Успенская О.А. Роль урогенитальной инфекции в механизме развития бесплодия. Современные технологии в медицине 2011; 2: 118–119.
- Шевченко Е.А., Загребин Е.А., Чилипенок А.С., Залетина А.В., Успенский В.И., Иванченко Е.Ю., Кочеткова А.В. Выявление факторов риска развития дисбиоза у лиц молодого возраста с метаболическим синдромом и без него с помощью информационно-компьютерных технологий. Медицинский альманах 2019; 1(58): 44–47.